СБОРНИК ЗАДАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛОГИКА» (ЛГ), количество заданий - 80.

ЗАДАНИЕ 1.
1. Изучите и законспектируйте главу 1 ,параграфы 1,2
2. Выбрать к вопросу правильный ответ и отметить в карточке ответов.
Вопрос 1. Какие из перечисленных категорий относятся к предмету науки “Логика”
1.Формы и средства мысли, необходимые для рационального познания в любой области знания.
2. Формы и законы правильного мышления.
3. Законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.
4. Формы чувственного познания.
5. Структура мысли.
Вопрос 2. Какие выражения обозначают формы чувственного познания
1. Эмоции.
2. Представления, восприятия.
3. Переживания.
4. Настроения.
5. Мышления.
Вопрос 3. Какие выражения не обозначают формы логического мышления
1. Понятие.
2. Суждения.
3. Теории.
4. Умозаключения.
5. Правильного ответа нет.
Вопрос 4.  Какое  из приведенных высказываний  раскрывает понятие “представление”
1. Это форма опосредованного и обобщенного отражения действительности.
2. Это форма мышления,  в которой отражаются существенные признаки предметов.
3. Это чувственный образ предмета, который раннее в той или иной форме воспринимался, но который в данный момент отсутствует.
4. Это форма зрительного восприятия предмета.
5. Это форма обобщенного восприятия мира.
Вопрос 5. В каких высказываниях отмечаются особенности абстрактного мышления
1. Беспредметное восприятие окружающего мира.
2. Неразрывная связь с языком.
3. Отражение мира и его преобразование.
4. Оптимальная форма познания мира.
5. Правильный ответ 1,3.

ЗАДАНИЕ 2.
1.Изучите и законспектируйте главу 1, параграфы 3,4.
2.Выбрать к вопросу правильный ответ и отметить в карточке ответов.
Вопрос 1. Какой логический закон нарушен в приведенном примере
Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, надо принимать как можно больше лекарств.
1. Закон тождества.
2. Закон исключенного третьего.
3. Закон достаточного основания.
4. Закон непротиворечия.
5. Закон отрицания отрицания.
Вопрос 2. В каком из приведенных высказываний не нарушен закон тождества
1. Он долго садился на лошадь с поломанной ногой.
2. Правильно говорят, что язык до Киева доведет. А я достал вчера копченый язык. Теперь смело могут идти в Киев.
3. Старый морской волк - это действительно волк. Все волки живут в лесу. Таким образом, старые морские волки живут в лесу.
4. Если снег белый, то он белый.
5. Из-за рассеянности шахматист не раз на турнирах терял очки.
Вопрос 3. В каком из приведенных парных примеров  нарушен закон непротиворечия
1. Осенью дождь полезен для грибов. - Осенью дождь не полезен для уборки грибов.
2. Кама - приток Волги. - Кама не является притоком Волги.
3. Коля Иванов - перворазрядник по бегу. - Коля Иванов не является разрядником по теннису.
4. Некоторые офицеры являются генералами. - Некоторые офицеры не являются  не являются генералами.
5. Все студенты группы готовились к зачету по логике. - Ни один из студентов
группы не готовился к зачету по логике.
Вопрос 4. К каким из следующих пар понятий не применим закон исключенного третьего
1. Грамотный - неграмотный.
2. Верующий - атеист.
    3. Верующий - неверующий.
4. Сообразительный – несообразительный.
5. Доказуемый - недоказуемый.
Вопрос 5. В каком из данных суждений не нарушен закон достаточного  основания
1. Категорически отвергаю, будто я мелкий хулиган, так как я человек с высшим образованием.
2. Падает снег. Пришла зима.
3. Солнце встает, так и утро настает.
4. Правый глаз чешется - радоваться, левый - плакать.
5. Студенту Н. следует поставить зачет, так как он уезжает в командировку.

ЗАДАНИЕ 3.
1.Изучите и законспектируйте главу 2, параграфы 1,2
2.Выбрать к вопросу правильный ответ и отметить в карточке ответов.
Вопрос 1. Какое из названных определений относится к понятию.
1. Это отвлечение признаков от предмета и превращение их в объект самостоятельного рассмотрения.
2. Целостная совокупность суждений, т.е. мыслей в которых что либо утверждается об отличительных признаках исследуемого объекта, ядром которой являются суждения о наиболее общих и в то же время существенных признаках этого объекта.
3. Мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними.
4. Это операция соединения признаков всех предметов данного множества в единый признак, выделяющий рассматриваемое множество  объектов из всех остальных.
5. Это слово или группа слов, которые в языковой форме выражают названия предметов, процессов или явлений.
Вопрос 2. Какие из указанных понятий не являются регистрирующими 
1. Участник Бородинского сражения.
2. Следователь.
3. Планета Солнечной системы.
4. Материк.
5. Родственники потерпевшего Петрова.
Вопрос 3. Какие из выделенных понятий употребляются в собирательном смысле
1. Роза имеют шипы.
2. Некоторые избиратели приняли решение голосовать за эту партию.
3. Большинство планет Солнечной системы имеют свое название.
4. Коллекция картин Лувра собиралась веками.
5. Каждое время года имеет свое название.
Вопрос 4. Какие из выделенных понятий не употребляются в разделительном
смысле?
1. Все сооружения московской Олимпиады стоят не менее 100 млн. руб.
2. В странах Восточной Европы проживает не менее 1/3 человечества.
3. Лазовский заповедник находится в Приморском крае.
4. Ученые - национальное богатство страны.
5. Правильного варианта ответа нет.
Вопрос 5.  Какие выражения не относятся к пустым понятиям
1. Студент юридического факультета.
2. Домовой.
3. Вечность
4. Теплород.
5. Дед Мороз.
ЗАДАНИЕ 4.
1.Изучите и законспектируйте главу 2,параграфы 3-4.
2.Выбрать к вопросу правильный ответ и отметить в карточке ответов.
Вопрос 1. Какие понятия являются конкретными?
1.    Государство, стол, книга.
2.    Чувство, ожидание.
3.    Белизна, смелость.
4.    Ответственность.
5.    Невменяемость.
Вопрос 2. Какие понятия являются безотносительными
1. Место преступления.
2. Получение взятки.
3. Дача взятки.
4. Начальник и подчинённый.
5. Правильного варианта ответа нет.
Вопрос 3. Какие из указанных понятий являются общими
1. Учитель.
2. Школа №17 г. Орла.
3. Молодежь России.
4. Реактивный самолет.
5. Самый большой в мире город.
Вопрос 4.  Какие понятия относятся к положительным
1. Агрессия.
2. Асимметрия.
3. Неграмотный.
4. Невиновный.      
5. Беспорядок.
Вопрос 5. Как правильно определяется конкретное понятие
1. Конкретное понятие есть выражение существенного признака предмета.
2. Конкретное понятие есть отражение отношений между предметами.
3.Конкретное понятие- это понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее.
4. Конкретное понятие - это понятие, в котором мыслится свойство предмета.
5. Конкретное понятие - это результат абстрагирования определённого признака предмета.
Задание  5.
1.Изучите и законспектируйте главу 3, параграфы 1 - 3.
2.Выбрать к вопросу правильный ответ и отметить в карточке ответов.
Вопрос 1. В каком из приведенных высказываний обобщение произведено
правильно?
1. Одиночный выстрел -  выстрел – залп.
2. Компенсация - возмещение - выплата.
3. Академия педагогических наук РФ - Академия наук РФ.
4.  Преступление - правонарушение - поступок.
5. Договор - сделка - бартер.
Вопрос 2. В каком из данных высказываний ограничение произведено верно?
1. Допрос – допрос свидетеля – допрос подозреваемого.
2. Студент - студент - отличник - студент - спортсмен.
3. Новый учебник - учебник.
4. Студент - курс студентов - пятый курс.
5. Военнослужащий – офицер -  лейтенант.
Вопрос 3. Какие определения сформулированы неправильно
1. Кадр – это отдельный снимок на кино- и фотопленке.
2. Кража - тайное похищение общественного и личного имущества.
3. Мошенник - человек, занимающийся мошенничеством.
4. Студент - учащийся высшего учебного заведения.
5. Дипломатия есть мировая оперативная работа по осуществлению внешней политики государства.
Вопрос 4.В каких предложениях правильно произведено деление понятий
1. Общество бывает классовое и бесклассовое.
2. Понятия делятся на абстрактные и единичные.
3. Числа делятся на четные, нечетные и дроби.
4.Среди юристов различают правоведов, работников прокуратуры и следователей.
5. Правильного варианта ответа нет.
Вопрос 5. В каких предложениях не содержится нарушение правил деления
понятий.
1. Студенты делятся на мужчин, женщин и русских.
2. Вода делится на сырую и кипяченную.
3 Живые существа делятся на растения, позвоночных, животных, беспозвоночных животных.
4. Энергия делится на механическую и химическую.
5. Волны делятся на продольные и поперечные.

ЗАДАНИЕ 6.
1. Изучите и законспектируйте главу 4 ,параграфы 1 - 2.
2. Выбрать к вопросу правильный ответ и отметить в карточке ответов.
Вопрос 1. Какие из перечисленных ниже предложений выражают суждения?
1. Кто сегодня дежурный?
2. Следуйте за мной!
3. Сперва подумай, а потом отвечай.
4.Некоторые осужденные к лишению свободы не содержатся в исправительных колониях.
5. Подложный документ - копия.
Вопрос 2. В каких высказываниях не нарушены требования закона тождества?
1. Бумага – книга.
2. Самолёт и аэроплан.
3. Укрепление и крепость.
4. Музыка и симфония.
5. Столица РФ и столица Башкиртостана.
Вопрос 3. Какие высказывания относятся к атрибутивным суждениям
1. Мышление без языка не существует.
2. Москва восточнее Минска.
3. Николай старше Петра.
4. Киты не дышат жабрами.
5. Правильного варианта ответа нет.
Вопрос 4. Какие суждения являются  суждениями  с отношениями
1. Москва - столица России.
2. Мышление без языка не существует.
3. Существует обширная литература по логике.
4. Бытие определяет сознание.
5. Некоторые города расположены между Москвой и Омском.
Вопрос 5. Какие из суждений составляют суждения существования
1. Троллейбус является видом государственного транспорта.
2. Комната матери и ребенка существует в любом помещении.
3. В некоторых странах существует расовая дискриминация.
4. Некоторые люди знают английские язык лучше, чем японский.
5. Существует семь чудес света.

ЗАДАНИЕ 7 .
1.Изучите и законспектируйте главу 4 ,параграфы 2 - 5.
2.Выбрать к вопросу правильный ответ и отметить в карточке ответов.
Вопрос 1. Какие суждения относятся к общеутвердительным
1. Некоторые библиотеки являются научными учреждениями.
2. Суждения – это мышления.
3. Граждане России равны перед законом.
4. Некоторые птицы плавают.
5. Ни один рассказ этого автора не напечатан.
Вопрос 2. Какие из данных суждений являются выделяющими
1.Всякое общество, за исключением первобытнообщинного, является классовым.
2. В. Маяковский - поэт.
3. Все студенты, кроме Сидорова, знают логику.
4. Все четные числа, и только они, делятся на 2.
5.Все граждане обладают дееспособностью и правоспособностью, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Вопрос 3. Какие  суждения не относятся к исключающим
1. Все студенты, кроме Иванова, сдали зачеты.
2. Все люди, но не только люди, смертны.
3. Некоторые журналисты, и не только они, не имеют специального высшего образования.
4. Вся группа, за исключением Петрова, уезжает на практику.
5. Правильного ответа нет.
Вопрос 4. Какие высказывания обозначают суждения с алетической модальностью.
1. Гиппопотамы водятся в Африке.
2. Все процессы, явления в природе, обществе и мышлении вызываются или обусловливаются другими процессами и явлениями, то есть более или менее определенными причинами.
3. У стола 4 ножки.
4. Разрешён проезд автомобилей при зелёном свете светофора.
5. Правильного варианта ответа нет.
Вопрос 5. Какие из указанных суждений являются суждениями с эпистемической модальностью.
1. По мнению ученых, некоторые континенты разобщены в результате дрейфа.
2. Летом я, вероятно, буду отдыхать в Сочи.
3. Существует предположение, что некоторые главы романа Н. были написаны другим автором.
4. Средства бытовой химии, опасны в пожарном отношении, советует хранить в закрытых баллонах вдали от источников тепла.
5. Правильного варианта ответа нет.
ЗАДАНИЕ 8.
1.Изучите и законспектируйте главу 5
2.Выбрать к вопросу правильный ответ и отметить в карточке ответов
Вопрос 1. Какие из указанных  вопросов составляют простые уточняющие вопросы
1. Вы хотите на луну?
2. Хотите кофе или чаю?
3. Вы пойдете в театр или нет?
4. Мы поедем на дачу?
5. Если “Динамо” выиграет у “Зенита”, то команда “Динамо” выйдет в финал розыгрыша?
Вопрос 2. В каких предложениях содержаться восполняющие вопросы
1. Где находится Перу?
2. Правда ли в Москве больше жителей, чем в Париже?
3. Когда был воздвигнут этот храм?
4. Сколько весит этот молот 
5. Все люди смертны?
Вопрос 3. Имеются ли ошибки в постановке следующих вопросов?
1. Хороша  ли пословица “Назвался груздем - полезай в кузов”?
2. Справедлива ли пословица “Назвался груздем - полезай в кузов”?
3. Сколько мальчиков родилось 31 февраля 1960 года?
4. Можно ли построить пирамиду, у которой все боковые ребра и все боковые грани наклонены к плоскости основания под одним и тем же углом?
5. Что такое модальность?
Вопрос 4. Какие выражения не являются тавтологиями
1. Масло масляное.
2. Количество - это характеристика предмета с его количественной стороны.
3. Лев - царь зверей.
4. Халатность заключается в том, что человек халатно относится к своим  обязанностям.
5. Закон есть закон.
Вопрос 5. Какие из приведенных вопросов не носят характер провокационных
1. Как построить “вечный двигатель”?
2. Любите ли Вы классическую музыку?
3. Правда ли, что вчера под мостом поймали бабку с хвостом?
4. Перестал ли ты бить своего отца?
5. В каком году Р. Амундсен первым достиг Северного полюса?
ЗАДАНИЕ 9.
1. Изучите и законспектируйте главу 6 ,параграфы 1- 2.
2. Выбрать к вопросу правильный ответ и отметить в карточке ответов.
Вопрос 1. Является ли второе суждение в парах суждений, перечисленных
ниже, логическим следствием первого?
1. Наша команда стала победительницей -  вратарь Иванов является хорошим студентом.
2. Участники митинга разошлись по домам. Некоторые участники митинга разошлись по домам
3. Никто из нас не подвел товарища. – Все были в сборе.
4. Некоторые корабли эскадры имели малую скорость хода. - Эскадра имела малую скорость хода.
5. Собрание отклонило внесенное предложение. - Некоторые участники собрания отклонили внесенное предложение.
Вопрос 2. Правильно ли произведено превращение?
1. Я ехал на пароходе. - Я не ехал на пароходе.
2. Это превращение правильное. - Это превращение не относится к неправильным.
3. Вы не совсем правы. - Вы совсем не правы.
4. Я не читаю газету. - Я читаю не газету.
5. Я могу полететь на Луну. - Я могу не полететь на Луну.
Вопрос 3. В каких предложениях превращения произведены неправильно
1.Всякое конъюнктивное суждение можно разложить на совокупность простых. - Ни одно конъюнктивное суждение не относится к таким суждениям, которые нельзя было бы разложить на совокупность простых.
2. Никто из зимовщиков не простудился. - Все зимовщики были здоровы.
3. Ни одно существительное не изменяется по временам. - Все существительные относятся к словам, которые по времени не изменяются.
4. Я не могу поступить в колледж – Я постараюсь поступить в колледж.
5. Все народы хотят мира. - Нет таких народов, которые хотели бы войны.
Вопрос 4. К непосредственным умозаключениям относятся:
1.    Превращение.
2.    Обращение.
3.    Противоположные предикату.
4.    Умозаключения по логическому квадрату.
5.    Все вышеперечисленные.
Вопрос 5. Правильно ли произведено обращение суждений?
1. Не все учащиеся - студенты. - Все студенты - учащиеся.
2. Все учащиеся - студенты. - Все студенты учащиеся.
3. Молекулы состоят из атомов. - То что состоит из атомов является молекулой.
4. Некоторые слова являются существительными. - Некоторые существительные являются словами.
5. Один человек не живет на Луне. - Один из живущих на Луне не есть человек.

ЗАДАНИЕ 10
1.Изучите и законспектируйте главу 6 ,параграфы 3 - 4.
2. Выбрать к вопросу правильный ответ и отметить в карточке ответов.
3. Решите игровую задачу 6.
Вопрос 1. Являются ли следующие выводы обращениями сложных суждений, рассматриваемые как простые?
1.     Только совершеннолетние имеют право голоса. Все, имеющие право голоса - совершеннолетние
2.     На взгляд  он  хорош, да зелён. К тому, что на взгляд хорошо, да зелено, относится и он.
3.     Раз у человека повышена температура, он не может быть здоров.
4.     Заяц, ежели его бить, спички может зажигать. К числу, тех, кто может зажигать спички, ежели его бить, относится заяц.
5.     Однажды лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись.
Вопрос 2. Правильно ли произведены следующие обращения суждений отношения?
1.     Угол АВС равен углу АСВ - Угол АСВ равен углу АВС.
2.     Царь Николай царствовал раньше Петра 1 - Петр 1 царствовал позже, чем царь Николай.
3.     Ромео любит Джульетту - Джульетта любит Ромео.
4.     Иван Петрович - отец Коли - Коля - сын Ивана Петровича.
5.     Иван - брат Елены - Пётр - брат Ивана.
Вопрос 3. Является ли второе из приведенных ниже пар суждений следствием первого?
1.     Треугольник - геометрическая фигура. Прямоугольный треугольник - прямоугольная геометрическая фигура.
2.     Самолёт - средство сообщения. Быстрый самолёт - быстрое средство сообщения.
3.     Все шахматисты - спортсмены. Все сильные шахматисты - сильные спортсмены.
4.     Все глаголы - слова. Все длинные глаголы - длинные слова.
5.     Правильного варианта ответа нет.
Вопрос 4. Какие рассуждения неправильны из - за наличия в них противоречивости?
1.     В понятии «житель Венеры» нет никакого противоречия. Поэтому на Венере есть жизнь.
2.     В понятии  «красные чернила» объединены противоречащие друг другу признаки «красный» и «чёрный», поэтому красных чернил не бывает.
3.     В понятии «чёрные чернила» объединены не противоречащие друг другу признаки. Поэтому «чёрные  чернила»  бывают.
4.     Петров очень недисциплинированный студент. Он пропускает занятия без уважительных причин, ничем не интересуется и целые дни занят игрою в шахматы.
5.     Правильные варианты ответа 3,4
Вопрос5. Правильно ли сделаны следующие выводы?
1.     Петров отвечает плохо. Поэтому нельзя сказать, что он отвечает лучше всех в группе.
2.     Эта операция - обращение. Поэтому  предикат вывода не может отличаться от субъекта посылки.
3.     Предикат заключения отличен от субъекта. Следовательно, эта операция - не обращение.
4.     Земля больше Марса. Следовательно, нельзя сказать, что Марс больше Луны.
5.     Все эти предметы - деревянные. Следовательно, нельзя полагать, что некоторые из них тонут в воде.
ЗАДАНИЕ 11
1.Изучите и законспектируйте главу 7 ,параграфы 1 - 3.
2.     Выбрать к вопросу правильный ответ и отметить в карточке ответов
Вопрос1.Какие выводы по схеме противопоставления предикату являются правомерными
1.     Все студенты учащиеся. Никто из тех, кто не учится, не является студентом.
2.     Некоторые ромбы не прямоугольны. Некоторые не прямоугольные фигуры не являются ромбами.
3.     Некоторые ромбы прямоугольники. Некоторые не прямоугольники не являются ромбами.
4.     Не все металлы твердые тела. Некоторые из нетвердых тел – металлы.
5.     Правильного варианта ответа нет.
Вопрос 2. Соблюдены ли правила о количестве терминов в следующих примерах?
1.     «Пальто» - слово.
      Пальто греет.

      Следовательно некоторые слова греют.

2.      Все углы треугольника равны в сумме 180.
     Данные углы - углы треугольника.
Следовательно, они равны в сумме 180.

3.     Бегемоты живут в воде.
     Гиппопотамы живут в Африке.
     Следовательно, некоторые африканские животные живут в воде.

4.     Физика имеет большое практическое значение.
     Акустика - часть физики.
     Следовательно, акустика имеет большое значение.

5.     Всякий предмет состоит из молекул.
    Логика не состоит из молекул.
    Следовательно, логика не является предметом.
Вопрос3. В каких примерах не соблюдены  правила о распределенности терминов
1.     Настоящий человек не совершает антиобщественных поступков. Иванов совершает антиобщественные поступки. Следовательно, Иванова нельзя назвать настоящим человеком
2.     Все числа можно изобразить на числовой оси. Нуль можно изобразить на часовой оси. Следовательно, 0 - число.
3.     Имена собственные, как правило, пишутся без артикля, а это слово является именем собственным. Следовательно, оно пишется без артикля.
4.     Истинное суждение правильно отражает объективную действительность. Следовательно, оно представляет из себя истинное суждение.
5.     Все вышеперечисленные.
Вопрос 4. В каких примерах силлогизмы построены правильно
1.     Идеалистические теории противоречат фактам, а эта теория - не идеалистическая, поэтому она фактам не противоречит.
2.     Все рыбы дышат жабрами, кашалот не дышит жабрами. Следовательно, кашалот - рыба.
3.     Конечно, ни один снайпер не может иметь плохое зрение, но К. - снайпер, поэтому он, может быть, имеет плохое зрение.
4.     Ни одна птица не имеет зубов. Летучая мышь имеет зубы. Следовательно, летучая мышь -  не птица.
5.     Земля- планета. Все планеты вращаются вокруг Солнца. Следовательно Земля вращается вокруг Солнца.
Вопрос5.Какие силлогизмы построены не правильно 
1.     Все металлы электропроводны. Медь - металл. Следовательно, медь электропроводна.
2.     Все углероды - простые тела. Все углероды - электропроводны. Следовательно, некоторые проводники - простые тела.
3.     Ни одна книга не является периодическим изданием. Журнал есть периодическое издание. Следовательно, журнал не является книгой..
4.     Ни один человек не живёт более 200 лет. Н. прожил более 200 лет. Следовательно, Н. не человек.
5.     Всякий правильный силлогизм имеет 3 термина. В данном рассуждении нет 3 терминов. Следовательно, оно является правильным.

ЗАДАНИЕ 12.
1. Изучите и законспектируйте главу 7, параграфы 4 - 5.
2. Ответьте на вопросы, указав правильные варианты ответа.
Вопрос 1. В каких предложениях не нарушен закон тождества?
1.    С газетным рассказом о жене в кармане не раз ходил Захар в бой с врагом.
2.    Зоотехник ежемесячно производит перевес свиней с начислением им заработной платы.
3.    Основателем Московского университета и первым русским академиком Петербургской Академии наук является один и тот же ученный.
4.    Подбежала потерпевшая и ударила ее по голове, которую она отобрала у Варенко.
5.    Виновность М. установлена из-за не достаточности доказательств.
Вопрос 2. Какие из приведенных ниже понятий являются противоречивыми?
1.    Таинственная мудрость.
2.    Глупая мудрость.
3.    Деревянный стол.
4.    Сегодня холодно.
5.    Жаркий огонь.
Вопрос 3. Каково определение «термины силлогизма»?
Термины силлогизма это;
1.    Понятие, раскрывающее содержание трех категорических суждений.
2.    Понятие, раскрывающее умозаключение.
3.    Понятие, входящее в посылки силлогизма.
4.    Понятие, входящее в состав силлогизма.
5.    Понятие, раскрывающее качественную и количественную характеристики посылок и заключений.
Вопрос 4.Какие понятия не являются тождественными?
1.    Левитан, художник, написавший картину «грачи прилетели».
2.    Глаз. Око. Орган зрения.
3.    Битва. Баталия. Сражение.
4.    Друг. Товарищ. Приятель.
5.    Правильного варианта ответа нет.
Вопрос 5. В каких случаях закон исключенного третьего применен правильно для получения следующих выводов?
1.    Ложно, что А.С.Пушкин, и только он мог написать это стихотворение. Значит это стихотворение написано не Пушкиным.
2.    Пословица «Тише едешь – дальше будешь» неправильна. Значит, быстрее едешь – быстрее будешь.
3.    Суждение «Он пойдет в кино тогда и только тогда, когда будет интересна картина, ложна. Значит, он может не пойти на интересную картину или пойти на неинтересную.
4.    Суждение «Нуль является или положительным или отрицательным числом» ложно. Следовательно, нуль – не положительное число.
5.    Примета «Если просыпать соль то произойдет несчастье» является совершенно неправильным. Значит, если сыпать соль, то не произойдет никакого несчастья.
ЗАДАНИЕ 13
1. Изучите и законспектируйте главу 8 ,параграфы 1 - 2.
2. Выбрать к вопросу правильный ответ и отметить в карточке ответов
3. Решите игровую задачу 7.
Вопрос 1.Какие из следующих выводов не носят индуктивный характер 
1.В нашей группе занимаются русские, украинцы, белорусы, узбеки, армяне, чеченцы. Следовательно, наша группа - интернациональна.
2.     В общеотрицательных суждениях предикат распределён. В частно-отрицательных суждениях предикат распределён. Следовательно, во всех отрицательных суждениях предикат распределён.
3.      Большая посылка силлогизма истинна. Меньшая посылка силлогизма истинна. Следовательно, все посылки силлогизма истинны.
4.     В состав белого цвета входят красный, желтый, зелёный, голубой, синий и другие цвета, Следовательно, все цвета спектра, сливаясь вместе, образуют белый цвет.
5.     Правильные варианты ответа 1,4
Вопрос 2. Какие из следующих выводов  носят индуктивный характер
1.     В общеотрицательных суждениях предикат распределён. В частноотрицательных суждениях предикат распределён. Следовательно, в общеотрицательных и частноотрицательных суждениях предикат распределён.
2.     Меркурий - планета солнечной системы.
     Венера -     ---------------------------------------
     Земля -       ---------------------------------------
     Марс -        ---------------------------------------
     Юпитер -   ---------------------------------------
     Сатурн -    ----------------------------------------
     Уран -       ----------------------------------------
     Нептун - ------------------------------------------
     Плутон -  -----------------------------------------

Следовательно, планеты Солнечной системы - это Меркурий, Венера, Земля,  Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
3.     Главный специалист завода - с высшим образованием. Ведущий специалист завода - с высшим образованием. Специалисты завода - с высшим образованием. Следовательно, все специалисты завода - с высшим образованием.
4.     Москва - столица РФ. Киев - столица РУ. Минск - столица РБ. Кишинёв - столица - РМ.
Москва, Киев, Минск, Кишинёв расположены в Европе. Следовательно Москва, Киев, Минск, Кишинёв являются столицами СНГ, расположенными в Европе
5. Большая посылка силлогизма ложна. Меньшая посылка силлогизма истинна. Следовательно, все посылки силлогизма истинны.
Вопрос 3. Какие из следующих  индуктивных умозаключений не являются  полной индукцией?
1.     Согласно наблюдениям, тяготением обладают как те тела, которые излучают собственный свет, так и те, которые светят отражённым светом.
Следовательно, тяготение - общее свойство всех небесных тел.
2.     Большая посылка общая. Меньшая посылка утвердительная. Следовательно, все специальные правила первой фигуры категорического силлогизма соблюдены.
3.     Первая фигура силлогизма имеет специальные правила. Вторая фигура силлогизма  имеет специальные правила. Третья фигура силлогизма имеет специальные правила. Четвёртая фигура силлогизма имеет специальные правила.
Следовательно, все фигуры силлогизма имеют специальные правила.
4.     Польша, Чехия, Словакия, Румыния, Албания, Венгрия строят рыночную экономику. Следовательно, Чехия, Словакия, Албания,строят рыночную экономику.
5.     В данном категорическом силлогизме три термина и три суждения. Средний термин распределён в большей посылке. Больший термин распределён в большей посылке. Одна из посылок - утвердительная, другая - отрицательная. Одна из посылок общая. Вывод силлогизма частноотрицательный. Следовательно, в данном умозаключении соблюдены все общие правила категорического силлогизма.
Вопрос 4. В каких предложениях можно получить заключения с помощью полной индукции?
1.     В природе ничего не совершается обособленно.
2.     Счастливые часов не наблюдают.
3.     Все идет своим чередом.
4.     Все планеты Солнечной системы обращаются вокруг Солнца.
5.     Всякое механическое движение способно посредством трения превращаться в теплоту.
Вопрос  5. Какие виды умозаключений различают в индукции 
1. Частичная индукция
2.     Полная и неполная индукции.
3.     Широкая индукция.
4.     Неполная индукция
5.     Единичная индукция.
ЗАДАНИЕ 14
1. Изучите и законспектируйте главу 8, параграфы 3 - 4.
2. Выбрать к вопросу правильный ответ и отметить в карточке ответов
Вопрос 1. В каком из приведённых примеров вывод наиболее вероятен
1.     Железо, медь, цинк, свинец, золото, алюминий  электропроводны.
2.     Железо, серебро, олово, медь, цинк, алюминий, никель, свинец, литий электропроводны. Следовательно все металлы электропроводны.
3.     Все жители Африки хотят счастья. Все жители Северной и Южной Америки  хотят счастья. Население Австралии хочет счастья. Тоже можно сказать и об исследователях Антарктиды. Следовательно, все люди на Земле хотят счастья.
4.     Все жители Азии, все люди, населяющие Европу, хотят счастья. Следовательно, все люди на Земле хотят счастья.
5.     Правильны варианты ответа 2,4.
Вопрос 2. В какой символической схеме устанавливается причинная связь методом                сходства и различия 
1.                            2.                            3.                           4.                   5.
ABCH - y         ABC - xyz        ABCD - y        ABC - y    ABCH- y
A’BCH - y’        A - x            EPKD - y        MKB - y    BCM - не вызов y
.................        B - y            НАТД - у        МВС - у    А - у
А’’BCH - y’’    C - z            ВЛХА - у        АС- не вызывает у
А - у                        А - у            MF- не вызывает у
    MC - не вызывает у
    В - у

Вопрос 3. В каких примерах умозаключение может быть построено  на основе не полной индукции.
1.     Все мамонты имели бивни.
2.     Каждая наука имеет свой предмет.
3.      Каждый спортсмен курит.
4.     Все студенты нашей группы занимаются спортом.
5.     В некоторых вузах г. Москвы зимняя сессия прошла более чем успешно.
Вопрос 4. В каких рассуждениях содержится метод исследования причинных связей - метод различия
1.     Всякий раз, когда  затылочные доли полушарий головного мозга животного удалялись, животные теряли зрительный рефлекс. Из этого следует, что затылочные доли полушарий головного мозга являются необходимым условием зрительного рефлекса.
2.     Физический кабинет закрыт;  кабинеты химии, ботаники, зоологии  также закрыты. Значит, все кабинеты закрыты.
3.     Сербы говорят на словянском языке, словенцы, черногорцы - тоже, болгары - тоже, значит все балканские народы говорят на словянских языках.
4.     Особенное обилие солнечных пятен отмечалось в 1837, 1848, 1859, 1870 гг. В эти же годы наблюдалось чаще всего и в наибольших размерах северное сияние. Следовательно, существует причинная связь между этими явлениями.  
5.     Правильного варианта ответа нет.
Вопрос  5. В каких суждениях имеет место научная (элиминативная) индукция 
1.     Все лебеди белые.
2.     Чум больше воздуха попадает в горн, тем жарче в нём разгорается огонь. Если же доступ воздуха в горн совсем прекратить, то огонь погаснет. Значит, воздух является необходимым условием горения.
3.     Правый глаз ленится - радоваться, левый - плакать.
4.     С увеличением угла падения увеличивается и угол отражения. Следовательно, причиной увеличения угла отражения является увеличение угла падения.
5.     Земля имеет шар… Продолжение »