Сборник заданий по дисциплине  «Риторика», количество вопросов – 125.

Задание 1.
Вопрос 1. В каком из древних государств риторика считалась царицей всех наук?
1. Египет;
2. Ассирия;
3. Греция;
4. Вавилон;
5. Рим.
Вопрос 2. Кого считают основоположником теории риторической науки?
1. Аристотель;
2. Квинтилиан;
3. Сократ;
4. Платон;
5. Горгий.
Вопрос 3. Назовите имя автора «Краткого руководства к красноречию».
1. И.С. Рижский;
2. М.В. Ломоносов;
3. А.Ф. Мерзляков;    
4. Н.Ф. Кошанский;
5. М.М. Сперанский.
Вопрос 4. Кому принадлежит определение риторики как «способности на-ходить возможные способы убеждения относительно каждого данного предме-та»?
1. Аристотель;
2. Горгий;
3. Цицерон;
4. М.В. Ломоносов;
5. Квинтилиан.
Вопрос 5. Назовите автора слов: «Ничто столько не отличает человека от прочих животных, как сила ума и дар слова».
1. Аристотель;
2. Н.Ф. Кошанский;
3. Цицерон;
4. М.В. Ломоносов;
5. М.М. Сперанский.

Задание 2.
Вопрос 1. Назовите автора «Трех трактатов об ораторском искусстве».
1.    Аристотель;
2.    Горгий;
3.    Цицерон;
4.    Квинтилиан;
5.    Платон.
Вопрос 2. Назовите автора «Двенадцати книг риторических наставлений».
1.    Аристотель;
2.    Горгий;
3.    Цицерон;
4.    Квинтилиан;
5.    Платон.
Вопрос 3. Назовите автора «Топики».
1. Аристотель;
2. М.В. Ломоносов;
3. Н.Ф. Кошанский;
4. М.М. Сперанский;
5. К.П. Зеленецкий.
Вопрос 4. Назовите автора «Правил высшего красноречия».
1.    Аристотель;
2.    М.В. Ломоносов;
3.    Н.Ф. Кошанский;
4.    М.М. Сперанский;
5.    К.П. Зеленецкий.
Вопрос 5. Кому из авторов принадлежит труд «Исследования о риторике, в ее наукообразном содержании и в отношениях, какие она имеет к общей теории слова и логике».
1.    Аристотель;
2.    М.В. Ломоносов;
3.    Н.Ф. Кошанский;
4.    М.М. Сперанский;
5.    К.П. Зеленецкий.

Задание 3.
Вопрос 1. Исключите избыточный элемент в списке источников красноре-чия, названных М.В. Ломоносовым.
1. Природное дарование;
2. Артистизм;
3. Подражание авторам;
4. Упражнения;
5. Знание других наук.
Вопрос 2.  Кому, по мнению Аристотеля, принадлежит первый трактат по риторике.
Горгий;
Лисий;
Исократ;
Коракс;
Сократ.
Вопрос 3. Какая характеристика точнее всего отражает понятие риториче-ского идеала?
1. Содержание речи;
2. Основные требования к речи;
3. Качества оратора;
4. Этапы построения речи;
5. Условия эффективности речи.
Вопрос 4. Кому принадлежит афоризм «Нельзя быть истинным оратором, не быв честным человеком».
1.    Аристотель;
2.    Горгий;
3.    Цицерон;
4.    Квинтилиан;
5.    Платон.
Вопрос 5. Кому принадлежит афоризм «Слово, обладая малым весом и не-заметным телом, может совершать великие дела» (Горгий).
1. Аристотель;
2. Горгий;
3. Цицерон;
4. Квинтилиан;
5. Платон.

Задание 4.
Вопрос 1. Назовите автора речи «Похвала Елене».
1. Аристотель;
2.    Горгий;
3.    Цицерон;
4.    Квинтилиан;
5.    Платон.
Вопрос 2. Назовите автора речи «В защиту Росция».
1. Аристотель;
2.    Горгий;
3.    Цицерон;
4.    Квинтилиан;
5.    Платон.
Вопрос 3. Кто является автором определения: «Красноречие есть искусст-во о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению».
1.    Аристотель;
2.    М.В. Ломоносов;
3.    Н.Ф. Кошанский;
4.    М.М. Сперанский;
5.    К.П. Зеленецкий.
Вопрос 4. Назовите преподавателя словесности А.С. Пушкина в Царско-сельском лицее.
1.    Аристотель;
2.    М.В. Ломоносов;
3.    Н.Ф. Кошанский;
4.    М.М. Сперанский;
5.    К.П. Зеленецкий
Вопрос 5. Назовите автора строк: «В ярости глас подобает быти яр; в пе-чали уныл и густ; во страсе униженный, добрый, унылый…»
1.    Стефан Яворский;
2.    М.М. Сперанский;
3.    М.В. Ломоносов;
4.    Н.Ф. Кошанский;
5.    К.П. Зеленецкий.

Задание 5.
Вопрос 1. Выберите правильный вариант расположения этапов (разделов) риторического канона.
1. Инвенция, элокуция, меморио, диспозиция, акцио;
2. Элокуция, инвенция, диспозиция, меморио, акцио;
3. Диспозиция, инвенция, акцио, элокуция, меморио;
4. Инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио;
5. Акцио, меморио, элокуция. диспозиция, инвенция.
Вопрос 2. В каком разделе даются практические советы по сбору материа-ла?
1.    Элокуция;
2.    Меморио;
3.    Диспозиция;
4.    Инвенция;
5.    Акцио.
Вопрос 3. В каком разделе рекомендуется использование топосов?
1.    Элокуция;
2.    Меморио;
3.    Диспозиция;
4.    Инвенция;
5.    Акцио.
Вопрос 4. В каком разделе даются практические советы по расположению материала?
1.    Элокуция;
2.    Меморио;
3.    Диспозиция;
4.    Инвенция;
5.    Акцио.
Вопрос 5. В каком разделе даются практические советы по оформлению найденного материала с помощью языковых средств?
1.    Элокуция;
2.    Меморио;
3.    Диспозиция;
4.    Инвенция;
5.    Акцио.

Задание 6.
Вопрос 1. Назовите избыточный элемент характеристики ораторского мас-терства, рассматриваемого в разделе произнесение (акцио).
1.Манера держаться;
2. Соответствие содержания теме сообщения;
3. Звучание голоса;
4. Внешний вид;
5. Постановка логического ударения.
Вопрос 2. Найдите правильные русские соответствия термину «элокуция».
1. Украшение;
2. Уточнение;
3. Выражение;
4. Расположение;
5. Нахождение.
Вопрос 3. Найдите правильное русское соответствие термину «диспози-ция».
1. Украшение;
2. Уточнение;
3. Выражение;
4. Расположение;
5. Нахождение.
Вопрос 4. Найдите правильные русские соответствия термину «инвенция».
1. Украшение;
2. Изобретение;
3. Выражение;
4. Расположение;
5. Нахождение.
Вопрос 5. В каком разделе риторической науки апеллируют к таким кате-гориям, как подбор целесообразных языковых средств, грамматическая пра-вильность, ясность мысли, красота выражения.
1.    Инвенция.
2.    Диспозиция.
3.    Элокуция.
4.    Меморио.
5.    Акцио.

Задание 7.
Вопрос 1. Какому этапу риторического канона соответствуют следующие виды деятельности: выбор темы, применение топосов, определение цели и на-звания речи?
1.    Элокуция;
2.    Меморио;
3.    Диспозиция;
4.    Инвенция;
5.    Акцио.
Вопрос 2. Найдите правильное определение риторической категории топо-са.
1.     «Неполно приведенный аргумент»;
2.    «Общее место»;
3.    «Определенное повторяющееся содержательное наполнение речи»;
4.    «Структурно-смысловая модель порождения высказывания, на основании которой строятся отрезки текста и целые тексты»;
5.     «Диалектические способы размышления о предмете речи».
Вопрос 3. Как называет применение топосов Аристотель?
1.    Способ изобретения;
2.    Метод исследования предмета речи;
3.    Поэтапное движение от мысли к слову;
4.    Наполнение речи;
5.    Алгоритм построения высказывания.
Вопрос 4. Как называет топосы М.В. Ломоносов в»Кратком руководстве к красноречию»?
1.    Источники изобретения;
2.    Таксономии;
3.    Риторические места;
4.    Общие места;
5.    Познавательные модели.
Вопрос 5. Кому приписывается разработка этапа инвенции?
1.    Горгий;
2.    Гермагор;
3.    Сократ;
4.    Платон;
5.    Аристотель.

Задание 8.
Вопрос 1. Назовите избыточный элемент в списке наиболее распростра-ненных топосов.
1. Родовидовая характеристика;
2. Деление предмета на части;
3. Определение предмета речи;
4. Подведение итогов;
5. Выделение свойств предмета речи,
Вопрос 2. Назовите избыточный элемент в списке наиболее распро-страненных топосов.
1. Поиск обстоятельств;
2. Выявление причинно-следственных связей;
3. Обращение к происхождению слова (имя);
4. Сопоставление;
5. Описание деталей.
Вопрос 3. Какие функции выполняет топос «родовидовая характе-ристика предмета речи» в следующем отрывке из рассказа Тэффи: «Есть еще какой-то «смех сквозь слезы»… Есть смех – сущая бестолочь…
Есть смех шекспировских злодеев и братьев-разбойников, почти беззвучный, угадываемый только по неестественно осклабленному рту и сотрясению плеч.
Ах, много, много разного смеха на свете… Но есть смех один, при воспоминании о котором становится жизнь теплее.
Этот смех без причины, самоцельный, и тихий, и звонкий, весь – сияние, весь – светлая радость бытия. Он звенит в сердце серебряным колокольчиком, зовет и будит уснувшую душу, и все, кто слышит его, начинают тихо и радостно улыбаться».
1.    Развертывание темы речи;
2. Объяснение темы или предмета речи;
3. Всестороннее информация о разновидностях основного предмета ре-чи.
4. Участие в создании структурной основы повествования.
5. Оформление начала текста.
Вопрос 4. Какую функцию выполняет топос «родовидовая характе-ристика предмета речи» в следующем отрывке из очерка А. Эппеля: «Римляне обогатили человечество многими выдающимися открытиями и изобретениями в этой сфере. К примеру, именно они начали строить дороги с твердым покрытием. Беспрерывно воевавшим римлянам на-доело каждый раз с наступлением сезона дождей останавливать движе-ние своих легионов – и они стали мостить дороги камнем, чтобы колес-ницы не вязли в грязи. Первая такая дорога, построенная в 312-308 го-дах до нашей эры по распоряжению цензора Аппия Клавдия и с тех пор носящая его имя, используется и сейчас, а на отдельных ее участках со-хранилось даже исконное покрытие с отчетливо видимыми следами римских колесниц.
Прославился Рим также тем, что создал такое замечательное искус-ство, как цирк.
А кто не восхищался придуманным римлянами водопроводом!»
1. Развертывание темы речи;
2. Объяснение темы или предмета речи;
3. Всестороннее информация о разновидностях основного предмета ре-чи;
4. Участие в создании структурной основы повествования;
5. Оформление начала текста.
Вопрос 5. В основе какой мыслительной операции и структурно-смысловой модели лежит топос «родовидовая характеристика предмета речи»?
1.    Определение.
2.    Целое-часть.
3.    Выделение свойств.
4.    Выявление причинно-следственных связей.
5.    Поиск обстоятельств.

Задание 9.
Вопрос 1. Назовите теоретика риторики, считавшего определение «труднейшим, но и полезнейшим» источником изобретения.
1.    Аристотель;
2.    М.В. Ломоносов;
3.     Н.Ф. Кошанский;
4.    М.М. Сперанский;
5.    К.П. Зеленецкий.
Вопрос 2. Назовите разновидность определения: «Лень – дефицит же-ланий» (И. Шевелев).
1. Определение через родовидовую характеристику (логическое опреде-ление);
2. Определение, основанное на перечислении свойств предмета речи;
3. Определение, основанное на использовании метафоры (риторическое определение);
4. Определение, основанное на перечислении составных частей предме-та речи;
5. Определение, основанное на парадоксе.  
Вопрос 3. Назовите разновидность определения: «Дружба – близкие отно-шения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интере-сов».
1. Определение через родовидовую характеристику (логическое определение);
2.    Определение, основанное на перечислении свойств предмета речи;
3.    Определение, основанное на использовании метафоры (риторическое определение);
4.    Определение, основанное на перечислении составных частей предме-та речи;
5.    Определение, основанное на парадоксе.  
Вопрос 4. Назовите разновидность определения: «Звезда – небесное тело, ночью видимое как светящаяся точка».
1. Определение через родовидовую характеристику (логическое опреде-ление);
2.    Определение, основанное на перечислении свойств предмета речи;
3.    Определение, основанное на использовании метафоры (риторическое определение);
4.    Определение, основанное на перечислении составных частей предме-та речи;
5.    Определение, основанное на парадоксе.
Вопрос 5. Назовите разновидность определения: «Палеонтология – наука о вымерших животных».
1. Определение через родовидовую характеристику (логическое опреде-ление);
2.    Определение, основанное на перечислении свойств предмета речи;
3.    Определение, основанное на использовании метафоры (риторическое определение);
4.    Определение, основанное на перечислении составных частей предме-та речи;
5.    Определение, основанное на парадоксе.

Задание 10.
Вопрос 1. Назовите разновидность определения: «Разговор – это здание, которое строится совместными усилиями» (А. Моруа).
1. Определение через родовидовую характеристику (логическое опреде-ление);
Определение, основанное на перечислении свойств предмета речи;
Определение, основанное на использовании метафоры (риторическое определение);
Определение, основанное на перечислении составных частей предмета речи;
Определение, основанное на парадоксе.
Вопрос 2. Назовите разновидность определения: «Темперамент – особенности психического склада человека, выражающиеся в степени эмоциональной возбудимости, подвижности, жизненной активности че-ловека».
1. Определение через родовидовую характеристику (логическое опреде-ление);
2.    Определение, основанное на перечислении свойств предмета ре-чи;
3.    Определение, основанное на использовании метафоры (ритори-ческое определение);
4.    Определение, основанное на перечислении составных частей предмета речи;
5.    Определение, основанное на парадоксе.
Вопрос 3. Назовите разновидность определения: «Слово – единица речи, представляющая собой звуковое выражение понятия о предмете или явлении объективного мира».
1. Определение через родовидовую характеристику (логическое опреде-ление);
2.    Определение, основанное на перечислении свойств предмета ре-чи;
3.    Определение, основанное на использовании метафоры (ритори-ческое определение);
4.    Определение, основанное на перечислении составных частей предмета речи;
5.    Определение, основанное на парадоксе.
Вопрос 4. Назовите разновидность определения: «Лето – это кани-кулы, свободное время, пляж, солнце, иногда дождь, но все время хоро-шее настроение».
1. Определение через родовидовую характеристику (логическое опреде-ление);
2.    Определение, основанное на перечислении свойств предмета ре-чи;
3.    Определение, основанное на использовании метафоры (ритори-ческое определение);
4.    Определение, основанное на перечислении составных частей предмета речи;
5.    Определение, основанное на парадоксе.
Вопрос 5. Назовите разновидность определения: «Москва – город, занимающий большую территорию, с огромным количеством людей, вбирающий в себя историю и культуры всей России».
1. Определение через родовидовую характеристику (логическое опреде-ление);
2.    Определение, основанное на перечислении свойств предмета ре-чи;
3.    Определение, основанное на использовании метафоры (ритори-ческое определение);
4.    Определение, основанное на перечислении составных частей предмета речи;
5.    Определение, основанное на парадоксе.

Задание 11.
Вопрос 1. Какой логической операции соответствует действие на ос-новании топоса «соотношение целого и частей предмета речи»?
1.    Деление;
2.    Сравнение;
3.    Противопоставление;
4.    Обобщение;
5.    Конкретизация.
Вопрос 2. Какую функцию выполняет топос «соотношение целого и частей предмета речи» в следующем отрывке: «…А приходилось вам хоть однажды видеть, как по весне распускается мак? На рассвете среди серых вырезных листьев на мохнатом стебле качается под ветром боль-шой зеленый бутон, тоже весь мохнатый и в капельках росы. И вдруг бутон лопается! Зеленые шторки раздвигаются все шире, шире, шире, а сквозь них видна розовая полоска. Щелк! Шторки упали на землю, и ве-терок покачивает уже не зеленую коробочку, а будто измятый комочек розовой папиросной бумаги. Наберитесь терпения – сейчас он тоже нач-нет оживать, расправлять складки. Краснеют лепестки под солнцем, и ты невольно становишься причастным к дивному чуду: на стебле рас-крылась пылающая огнем чаша, а в глубине ее вспыхивает черный уго-лек…» (В. Моложавенко).
1.    Развертывание темы речи.
2.    Точность передачи информации.
3.    Придание выразительности тексту.
4.    Структуризация текста и микротекста
5.    Всестороннее описание предмета речи.
Вопрос 3. Какую функцию выполняет топос «соотношение целого и частей предмета речи» в следующем отрывке: «Незабываемое чувство упоительного волнения всякий раз овладевает душой, едва лишь ее кос-нуться удивительные по своей силе и красоте волшебные трели. Они принадлежат соловью – той хрупкой и осторожной птичке (ЦЕЛОЕ) с темными выразительными глазами (ЧАСТЬ), чей проникновенный го-лос (ЧАСТЬ) на многие часы и версты гулко разливается по лунной ря-би водной глади или эхом рассыпается вдоль ночной степи, скитаясь между островками притихших дубрав» (М. Штейнбах).
1.    Развертывание темы речи.
2.    Точность передачи информации.
3.    Придание выразительности тексту.
4.    Структуризация текста и микротекста
5.    Всестороннее описание предмета речи.
Вопрос 4. Какую функцию выполняет топос «соотношение целого и частей предмета речи» в следующем отрывке: «Люди делятся на 3 груп-пы. На использующих визуальный язык. На использующих аудиоязык и на использующих язык тела.
Люди первой группы, не замечая того, говорят: «Видишь», по-скольку они общаются при помощи образов… Люди второй группы, не замечая того, говорят: «Слышишь»… Люди третьей группы, не замечая того, говорят: «Чувствуешь»…» (По Б. Верберу).
1.    Развертывание темы речи.
2.    Точность передачи информации.
3.    Придание выразительности тексту.
4.    Структуризация текста и микротекста
5.    Всестороннее описание предмета речи.
Вопрос 5. Какую функцию выполняет топос «соотношение целого и частей предмета речи» в следующем отрывке: «Следы икебаны уходят в глубокую древность, еще ко времени появления на Японских островах буддизма.
Первая ветка, непременно самая длинная, - это син, символ Неба. Вторая, средняя по величине, - соэ, символ Человека. Третья, самая ма-ленькая, - это хикаэ, символ Земли. К этим трем основным элементам букета, как бы составляющим его скелет, по мере надобности добавляют вспомогательные элементы композиции. Японцы называют их дзюен, что значит «помощники». Они должны усилить тот или иной основной элемент букета.
В японских школах икебана преподается наравне с живописью и каллиграфией, и уже с ранних лет дети овладевают секретами этого ис-кусства» (В. Моложавенко).
1.    Развертывание темы речи.
2.    Точность передачи информации.
3.    Придание выразительности тексту.
4.    Структуризация текста и микротекста
5.     Всестороннее описание предмета речи.

Задание 12.
Вопрос 1. Назовите правила сравнения.
1.    Сравнивать следует только однородные понятия, которые отражают однородные предметы и явления объективной действительности;
2.    Сравнивать следует только неоднородные понятия, которые отра-жают разнородные предметы и явления действительности;
3.    Сравнивать надо по таким признакам, которые имеют важное, су-щественное значение;
4.    Сравнивать надо по одному, даже несущественному признаку;
5.    При сравнении находить только сходство между предметами речи.
Вопрос 2. Назовите правильную схему текста, созданного на основе топоса «сравнение».
1.    Тезис. Аргументы. Вывод;
2.    Тезис. Термин сравнения. Вывод;
3.    Тезис. Термин сравнения. Аргументы. Вывод;
4.    Аргументы. Термин сравнения. Вывод;
5.    Тезис. Термин сравнения. Аргументы.
Вопрос 3. Найдите правильное определение «термина сравнения».
1.    Признак, на основании которого становится возможным сравнивать;
2.    Признак, характерный для одного из предметов речи;
3.    Признак, который позволяет отличить один предмет речи от другого;
4.    Признак, характерный для двух сравниваемых предметов речи;
5.    Признак, доказывающий сходства или различия между предметами речи.
Вопрос 4. Какую функцию выполняет топос «сравнение предметов речи» в следующем отрывке: «Осень словно капризная барышня: то восхищает всех своей красотой и светом, то огорчает проливным дождем и неприятным хлюпаньем под ногами; побуждает жмуриться от ярких лучей и подставлять последнему теплому солнцу лицо, то заставляет спрятать его под зонтом. Но самое главное, осень никого не оставляет равнодушным…»
1. Развертывание замысла речи;
2. Объяснение темы или предмета речи;
3. Разнообразие подачи материала;
4. Создание аналогии;
5. Всестороннее описание предмета речи.
Вопрос 5. Какую функцию выполняет топос «сравнение предметов речи» в следующем отрывке:  «Астронома Джинса спросили однажды, каков возраст нашей Земли.
– Представьте себе, – ответил Джинс, – исполинскую гору, хотя бы Эльбрус на Кавказе. И вообразите единственного маленького воробья, который беспечно скачет и клюет эту гору… Так вот, этому воробью, чтобы склевать до основания Эльбрус, понадобится примерно столько же времени, сколько существует Земля» (К. Паустовский).
1. Развертывание замысла речи;
2. Объяснение темы или предмета речи;
3. Разнообразие подачи материала;
4. Создание аналогии;
5. Всестороннее описание предмета речи.

Задание 13.
Вопрос 1. Кому из теоретиков русской риторики принадлежат слова о топосе «обращение к происхождению слова (имя)»: «Часто подает по-вод к мыслям новым, неожиданным и прекрасным»?
1.    Н.Ф. Кошанский;
2.    М.В. Ломоносов;
3.    М.М. Сперанский;
4.    Е.В. Клюев;
5.    А.К. Михальская.
Вопрос 2. Какая разновидность топоса «имя» представлена в сле-дующем высказывании: «Саша Черный – Александр Михайлович Гликберг. В семье было 5 детей, двоих из которых звали Саша. Блонди-на называли в семье «Белый», брюнета – Черный. Отсюда и псевдоним».
1.    Перевод иностранного слова на русский язык;
2.    Объяснение причины получения каким-либо человеком дополни-тельной характеристики в имени;
3.    Происхождение имени (предмета речи) дается этимологически, но при этом обыгрывается  в тексте с целью его поэтизации или заниматель-ности;
4. Ассоциативное восприятие автором какого-либо имени;
5. Подбор созвучных предмету речи слов, смысл которых затем связыва-ется в последующем текст.
Вопрос 3. Какая разновидность топоса «имя» представлена в сле-дующем высказывании: «Эмпатия – это способность чувствовать то же самое, что чувствуют другие, способность сопереживать, разделять чу-жие радость и горе. «Pathos» по-гречески означает «страдание» (Б. Вер-бер).
1. Перевод иностранного слова на русский язык;
2.    Объяснение причины получения каким-либо человеком дополни-тельной характеристики в имени;
3.    Происхождение имени (предмета речи) дается этимологически, но при этом обыгрывается  в тексте с целью его поэтизации или заниматель-ности;
4. Ассоциативное восприятие автором какого-либо имени;
5. Подбор созвучных предмету речи слов, смысл которых затем связыва-ется в последующем текст.
Вопрос 4. Какая разновидность топоса «имя» представлена в сле-дующем высказывании: «Немецкое слово «профессия» – калька слова «призвание». Человек призывается на профессиональное дело, на свою работу и должен за счет жесточайшей самодисциплины реализовывать свое призвание».
1. Перевод иностранного слова на русский язык;
2.    Объяснение причины получения каким-либо человеком дополни-тельной характеристики в имени;
3.    Происхождение имени (предмета речи) дается этимологически, но при этом обыгрывается  в тексте с целью его поэтизации или заниматель-ности;
4. Ассоциативное восприятие автором какого-либо имени;
5. Подбор созвучных предмету речи слов, смысл которых затем связыва-ется в последующем тексте.
Вопрос 5. Какая разновидность топоса «имя» представлена в сле-дующем высказывании: «Осень. А рядом оса и осина. На одной хочется повеситься, а другая жужжит и жужжит непрестанно. Значит, есть вы-бор, есть надежда» (О. Богданова).
6.    Перевод иностранного слова на русский язык;
2.    Объяснение причины получения каким-либо человеком дополни-тельной характеристики в имени;
3.    Происхождение имени (предмета речи) дается этимологически, но при этом обыгрывается  в тексте с целью его поэтизации или заниматель-ности;
4. Ассоциативное восприятие автором какого-либо имени;
5. Подбор созвучных предмету речи слов, смысл которых затем связыва-ется в последующем тексте.

Задание 14.
Вопрос 1. Какую функцию выполняет топос «обращение к происхо-ждению слова (имя)» в следующем фрагменте текста: «Слово «утопия» было придумано в 1516 году англичанином Томасом Мором. В грече-ском языке «у» – отрицательная приставка, слово «топос» означает «ме-сто», то есть «утопия» – это место, которого нет нигде» (Б. Вербер).
1. Развертывание замысла речи;
2. Объяснение темы или предмета речи;
3. Разнообразие подачи материала;
4. Выражение авторского отношения к предмету речи;
5.Участие в качестве аргумента.
Вопрос 2. Какие функции выполняет топос «обращение к происхож-дению слова (имя)» в следующем фрагменте текста: «Название цветка – Camellia происходит от фамилии француза Камеллиуса, который впер-вые привез это растение в Европу еще три века назад. Камелия стала то-гда домашним, комнатным цветком» (В. Моложавенко).
1. Развертывание замысла речи;
2. Объяснение темы или предмета речи;
3.Разнообразие подачи материала;
4. Выражение авторского отношения к предмету речи;
5.Участие в качестве аргумента.
Вопрос 3. Какую функцию выполняет топос «обращение к происхождению слова (имя)» в следующем фрагменте текста: «Кто создан из камня, кто создан из глины,– А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя – Марина, Я – бренная пена морская» (М. Цветаева).
1. Развертывание замысла речи;
2. Объяснение темы или предмета речи;
3.Разнообразие подачи материала;
4. Выражение авторского отношения к предмету речи;
5.Участие в качестве аргумента.
Вопрос 4. Какую функцию выполняет топос «обращение к происхо-ждению слова (имя)» в следующем фрагменте текста: «Ни зги не видно. Зга -  старинное слово. Оно произошло от стьга (стежка. Дорожка, тро-пинка). Поэтому выражение «ни зги не видно» буквально означает: не видно тропинки, дороги, пути» (Н. Шанский).
1. Развертывание замысла речи;
2. Объяснение темы или предмета речи;
3.Разнообразие подачи материала;
4. Выражение авторского отношения к предмету речи;
5.Участие в качестве аргумента.
Вопрос 5. Какую функцию выполняет топос «обращение к происхо-ждению слова (имя)» в следующем фрагменте текста: «Евангелие (греч. Благовестие) – основание Нового завета – состоит из четырех книг. Это четыре повествования о жизни и учении Иисуса Христа считаются ка-ноническими, признанными церковной традицией. Они являются ис-точником сюжетов, получивших различные интерпретации ив европей-ской культуре на протяжении почти двух тысячелетий» (Е. Четина).
1. Развертывание замысла речи;
2. Объяснение темы или предмета речи;
3.Разнообразие подачи материала;
4. Выражение авторского отношения к предмету речи;
5.Участие в качестве аргумента.

Задание 15.
Вопрос 1. Какое основное действие предполагалось на этапе диспо-зиции?
1.    Нахождение материала;
2.    Структуризация материала;
3.    Эффективное расположение;
4.    Отбор существенного и несущественного материала;
5.    Облечение в слова.
Вопрос 2. Кому из теоретиков риторики принадлежат слова: "Пер-вое понятие речи и расположение к ней достигаются именно ее началом, и поэтому оно должно сразу приманить и привлечь слушающего".
1.    Сократ;
2.    Горгий;
3.    Аристотель;
4.    Цицерон:
5.    Квинтилиан.
Вопрос 3. В каком типе заключения речевое сообщение ставится в перспективу?
1. Типологизирующем;
2. Суммирующем;
3. Апеллирующем;
4. Акцентирующем;
5. Аспектном.
Вопрос 3. Какая задача не свойственна заключению речевого сообщения?
1. Обобщение сказанного;
2. Указание перспектив;
3. Краткое повторение основных проблем;
4. Изложение цели выступления;
5. Подведение итогов.
Вопрос 4. Какая задача не характерна для основной части речевого сооб-щения?
1. Сообщение информации;
2. Призыв к непосредственным действиям;
3. Обоснование собственной точки зрения;
4. Убеждение аудитории;
5. Раскрытие темы.
Вопрос 5. Какой части ораторского выступления характерны следующие приемы: обращение, обзор главных моментов, парадоксальность ситуации, юмористическое замечание?
1. Заключение;
2. Вступление;
3. Основная часть;
4. Обзор;
5. Введение.

Задание 16.
Вопрос 1. Какой части высказывания характерны следующие способы из-ложения материала: параллельный способ организации материала, хронологи-ческий способ организации материала, логический способ организации мате-риала?
1. Заключение;
2. Вступление;
3. Основная часть;
4. Обзор;
5. Введение.
Вопрос 2. В какой части выступления чаще используются «зацепляющие крючки»?
1. Заключение;
2. Вступление;
3. Основная часть;
4. Обзор;
5. Введение.
Вопрос 3. Какую часть речи Н. Безменова называет «наррацией»?
1. Заключение;
2. Вступление;
3. Основная часть;
4. Обзор;
5. Введение.
Вопрос 4. Какое из требований не касается основной (средней) части?
1. Повествование должно затрагивать только основные факты, имеющие непо-средственное отношение к теме;
2. Факты должны находиться в соответствии с действующими лицами, т.е. быть правдоподобными;
3. Наррация должна быть пространной и объемной;
4. Интерес ко всей речи в значительной мере зависит от интереса, вызванного наррацией;
5. Наррация должна сопровождаться описанием, которое оживляет сухие фак-ты.
Вопрос 5. Какова основная цель оратора на этапе диспозиции?
1.    Целесообразное расположение материала;
2.    Облечение мыслей в слова;
3.    Нахождение материала для раскрытия темы;
4.    Запоминание подготовленного текста;
5.    Произнесение речи.

Задание 17.
Вопрос 1. Какое определение хрии принадлежит М.В. Ломоносову?
1.    «Речь, рассуждение, составленное по заданным правилам»;
2.    «Совокупность приемов для развития предложенной темы»;
3.    «Классический образец речи-рассуждения»;
4.    «Слово, которое изъясняет и доказывает краткую нравоучительную мысль, или действие какого великого человека";
5.    «Текст на нравственную тему с нравоучительным выводом».
Вопрос 2. Какая из перечисленных частей не встречается в строгой хрии?
1. Приступ;
2. Парафразис;
3. Намек;
4. Противное;
5. Подобие.
Вопрос 3. Какая из перечисленных частей не встречается в строгой хрии?
1. Противное;
2. Подобие;
3. Пример;
4. Свидетельство;
5. Апелляция.
Вопрос 4. Назовите автора слов: «Во всяком сочинении есть известная царственная мысль: к сей-то мысли должно все относиться. Каждое понятие, каждое слово, каждая буква должны идти к сему концу: иначе они будут введе-ны без причины; они будут излишни; а все излишнее несносно».
1.    М.М. Сперанский;
2.    К.П. Зеленецкий;
3.    М.В. Ломоносов;
4.    Н.Ф. Кошанский;
5.    А.Ф. Мерзляков.
Вопрос 5. Назовите основное отличие текста-рассуждения от строгой хрии.
1. Тематика.
2. Меньшее количество частей.
3. Количество информации.
4. Отсутствие заключения.
5. Иная формулировка тезиса.

Задание 18.
Вопрос 1. Кому принадлежит термин «цветы красноречия», называющий средства выразительности речи?
1.    Сократ;
2.    Горгий;
3.    Аристотель;
4.    Цицерон:
5.    Квинтилиан.
Вопрос 2. На каком языковом явлении основано появление тропов?
1.    Многозначность;
2.    Омонимия;
3.    Синонимия;
4.    Антонимия;
5.    Клишированность.
Вопрос 3. Найдите избыточное понятие, не относящееся к тропам.
1.    Метафора;
2.    Метонимия;
3.    Анафора;
4.    Эпитет;
5.    Сравнение.
Вопрос 4. Найдите правильное определение метафоры.
1.    Образное, яркое определение, подчеркивающее основную характери-стику предмета речи, также основано на переносе значения;
2.    Троп, состоящий в перенесении значения с одного предмета (или явле-ния) на другой на основе сходства;
3.    Перено… Продолжение »